Друзья! Воспользовавшись обратной связью (ОС), можно оставить рекомендации как по обустройству сайта, размещению интересного контента, так и по развитию общественного движения.                                                            

Крым военный

Над всеми бывшими частями ВС Украины в Крыму подняты российские флаги. Таким образом, Черноморский флот, когда-то разделённый при развале СССР, по сути, возрождается в своём прежнем виде.

Российский флаг поднят сейчас в 194 воинских частях в Крыму, ранее относившихся к ВС Украины, в которых служили почти 18 тыс. военнослужащих и около 4 тыс. гражданских лиц. Конечно, основная масса этих частей – маленькие, вроде небольших складов, служб бывших украинских ВМС и отделов. Но есть и достаточно крупные, вроде 36-й отдельной механизированной бригады береговой обороны в Перевальном, батальонов морской пехоты в Керчи и Феодосии, отдельной бригадной артиллерийской группы (по сути, артполка) в Симферополе, радиотехнической бригады ПВО с точками базирования по всему Крыму, двух зенитно-ракетных полков ЗРК С-300ПС с пятью дивизионами в них и зенитно-ракетного полка с тремя дивизионами ЗРК «Бук-М1». Очень много досталось складов, различных частей и центров разведки и т. п. Другое дело, что боеприпасы и техника на складах – устаревшие, оборудование центров и инфраструктура в частях – в плохом состоянии.

Боевая техника также не в лучшей форме, хотя везде по-разному. ЗРК, например, в значительной степени нуждаются в восстановлении, ремонте и модернизации. Этим уже занимаются, хотя попутно в Крым перебрасываются современные средства и радиотехнических войск ПВО, и зенитно-ракетных, в т. ч. ЗРК С-300ПМ2 и «Панцирь-С1». Вероятно в дальнейшем появление там и С-400, и более мощных радиотехнических средств, таких как комплекс РЛС «Небо-М», способный отслеживать цели на дальностях до 1800 км и высотах до 1200 км, и береговых загоризонтных станций.

Сложный вопрос также с авиапарком, состояние которого крайне запущенное, – то ли большую часть доставшихся истребителей спишут, то ли часть пройдёт ремонт. Но уже готовится переброска дополнительных сил авиации из России в дополнение к боевым и транспортно-штурмовым вертолётам Ми-35М и Ми-8АМТШ, которые в Крыму имеются с начала кризиса.

Известно, что в Крым перелетят силы истребителей в виде модернизированных Су-27СМ и МиГ-29, штурмовики Су-25СМ, противолодочная авиация – Ил-38Н и палубные вертолёты Ка-27 и Ка-29М, ударные Ка-52К. Получат прописку в Крыму и новенькие многофункциональные двухместные истребители Су-30СМ, заказанные для авиации ВМФ. И главный «калибр» авиации – дальние бомбардировщики.

Уже известно, что через два года на аэродром в Гвардейском переведут полк дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Эти машины, носители дальнобойных сверхзвуковых ПКР, смогут достойно поддержать столь важную для нас теперь Средиземноморскую эскадру (постоянное оперативное соединение ВМФ в Средиземноморье), а также создать дополнительный «потенциал сдерживания» в Южной Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. При Союзе в Крыму бомбардировщики-ракетоносцы сидели на трёх аэродромах (Гвардейское, Весёлое и Октябрьское), но такого сейчас не требуется. Все использовавшиеся когда-то аэродромы МО РФ забирать обратно не собирается, но Гвардейское, Бельбек и легендарную Качу будут использовать обязательно. Но их придётся серьёзно модернизировать.

Модернизируют и аэродром в Новофёдоровке, где находится тренировочный комплекс палубной авиации – НИТКА. Сейчас построен и развивается новый мощный центр обучения палубной и береговой морской авиации в Ейске – его также будут развивать, видимо, на перспективу, но и НИТКУ решили не бросать.

Сухопутный кулак

Безусловно, предстоит и переформировать крымские сухопутные части под штаты, принятые в ВС РФ, где нет, например, никаких механизированных бригад, а есть мотострелковые тяжёлые или средние различных подтипов. Да и дополнить уже новые штаты до близкой к штатной численности будет необходимо – части были сильно недоукомплектованы ещё до начала кризиса, а теперь ещё и небольшая часть состава или уволилась со службы вообще, или хочет служить на Украине.

Усиливать части будут специалистами «с материка» с хорошей выучкой и опытом, что поможет «бывшим украинцам» быстрее втянуться в службу в новой для них армии и быстрее подтянуть свой уровень знаний и боевой подготовки до подобающего российской армии. Наверняка потребуются и курсы переподготовки личного состава, изучение отличий в уставах и прочих боевых документах, в нормативной базе, особенностях службы в России. Ну и технику тоже постепенно будут менять на более современную. Например, танкам Т-64БВ, что дислоцируются в Перевальном, явно в российской армии делать нечего – они сняты в РФ с вооружения. Видимо, заменят на новенькие Т-72Б3 или что-то подобное.

Группировку сухопутных войск в Крыму сейчас достаточно активно наращивают, но пока что за счёт сил, которые в большинстве своём там не останутся, будучи возвращены в пункты постоянной дислокации своих полков и бригад. Но появятся и части, которые будут оборонять Крым на постоянной основе. Если текущая географическая и политическая ситуация не изменится, то в Крыму, вероятно, появится группировка из двух-трёх тяжёлых или средних мотострелковых бригад с частями усиления, вероятно, сведённых в армейский корпус, который там когда-то и был. А если даже ситуация и изменится, то группировка всё же потребуется – жемчужину Чёрного моря надо хорошо охранять.

Для защиты Крыма с моря уже доставлены дальнобойные мобильные противокорабельные комплексы «Бастион-П» со сверхзвуковыми ПКР «Оникс» – вместе с такими же комплексами на побережье Краснодарского края они контролируют акваторию Чёрного моря примерно на две трети, простреливая его и до турецких берегов, и почти до выхода из Босфора. Современные системы ПВО кораблей против этих ракет почти неэффективны, им не важно, что топить – фрегат, эсминец или авианосную ударную группу, которая в Чёрном море может появиться только в горячечном бреду современных украинских СМИ. «Бастионы» дополнили более дешёвые комплексы «Бал», оснащённые менее дальнобойными и дозвуковыми ПКР «Уран-У», очевидно, для борьбы с малыми судами. А вот имевшиеся у Украины береговые противокорабельные комплексы «Рубеж» и «Редут» спишут – они давно устарели.

Флот теперь можно развивать свободно

Под флаг России перешёл и почти весь бывший украинский флот – 51 единица. По сути, у киевской хунты флота больше нет. Всё, что им осталось, – один фрегат (бывший пограничный сторожевой корабль, весьма бедно вооружённый) «Гетман Сагайдачный», бывший флагман флота, несколько катеров с пулемётным вооружением, несколько вспомогательных маленьких посудин, базировавшихся в Одессе и Очакове. Также ушли (или, скорее, отпущены) полтора десятка кораблей и катеров погранслужбы Украины. Зато адмиралов осталось целых 11!

А вот под Андреевский флаг ушли единицы намного более ценные. Среди них одна подлодка, один большой десантный корабль (БДК), один средний десантный корабль (СДК), четыре малых противолодочных корабля (МПК), два ракетных катера, морские и рейдовые тральщики и множество вспомогательных кораблей. Разумеется, состояние их таково, что многим потребуется ремонт. Но есть и вполне боеспособные единицы. Особенно интересны именно МПК, способные усилить силы охраны водного района, и БДК «Констатин Ольшанский», ведь БДК сейчас в ВМФ РФ – крайне нужный и задействованный класс, учитывая несение боевой службы морской пехотой в Средиземноморье и участие БДК в «сирийском экспрессе» по доставке военных грузов сирийским союзникам.

Техническое освидетельствование большей части трофеев займёт примерно два месяца, по некоторым – до года. Но уже ожидается, что более 30 единиц будут оставлены в составе Черноморского флота РФ надолго. Вот только качество у всех будет разным – вряд ли реальная боевая служба светит единственной субмарине ВМСУ – «Запорожью». За время нескончаемого ремонта лодка успела устареть так, что в боевом составе ей делать нечего. Но вполне может быть учебным кораблём.

Тем более что флот ждёт массированного пополнения новыми кораблями. Часть из них запланирована и ранее, например шесть фрегатов проекта 11356Р, головной из которых, «Адмирал Григорович», уже спущен на воду. Строятся и шесть подводных лодок проекта 06363, головная из них также уже достраивается на плаву. Один или два из новейших фрегатов проекта 22350 также вместе с фрегатами пр. 11356Р войдут в состав восстанавливаемой 30-й дивизии противолодочных сил. Состав флота усилят и малые ракетные корабли проекта 21631. Все перечисленные корабли способны нести в том числе и дальнобойные крылатые ракеты для ударов по берегу наряду с другим оружием. Причём если раньше часть этих кораблей предполагалось разместить в достраиваемой новой военно-морской базе в Новороссийске, то теперь их примут базы Крыма.

Примет Севастополь и тезку – второй УДК типа «Мистраль», названный «Севастополем». Но случится это только через два года после передачи его ВМФ РФ, которые тот проведёт со своим одноклассником «Владивостоком» в Тихом океане. Такой большой и дорогой корабль требует постройки для себя инфраструктуры. Вот когда она будет построена – тогда его и переведут. Разумеется, большую часть времени все новые корабли будут бороздить Средиземноморье, а возглавлять эскадру, скорее всего, и будет УДК «Севастополь». Черноморский флот становится средиземноморским. Тем более что с базами теперь у него всё будет обстоять совсем неплохо.

Ключ к морю

Крым является ключом к Чёрному морю – это знали ещё древние греки, понастроившие в Крыму полисов-колоний. Знали это и многочисленные завоеватели, приходившие в Крым вслед за придерживавшимися мнения, что «эллинское – свободно». А было их много: римляне, византийцы, генуэзцы, турки, татары и т. п. Руские, утратив контроль над Крымом ещё в XII веке, вернули его лишь в XVIII веке при Екатерине Великой и сразу же высказали мысль, что владеющий Крымом владеет и морем в целом. Гитлеровцы и вовсе называли Крым «непотопляемым авианосцем» и вообще собирались всё местное население (в том числе верно служивших им крымских татар) или ликвидировать, или выселить. В таком благословенном месте должны были жить только немцы! Причём из Тироля – именно их туда и планировалось переселить после победы. Немцев с палубы «авианосца» выкинули, и стал он плацдармом советского флота.

Краснознаменный Черноморский флот ВМФ СССР имел развитую систему базирования. В неё к распаду СССР входили главная военно-морская база в Севастополе, а также базы и пункты базирования в Балаклаве, Феодосии, Керчи, на озере Донузлав, в порту Крым. Вне Крымского полуострова также были места базирования: Одесса, Измаил, Поти. А вот Новороссийск использовался тогда лишь пограничниками.

Какой мерой меряешь – такой и тебе навешают

После распада и при разделе флота Украина «захапала» себе сначала Одесскую базу, где, к слову сказать, ничего ценного не было – только дивизионы консервации и спасательные дивизионы. Причём эти сооружения и корабли «щирые украинцы» отобрали ещё до официального раздела ЧФ в 1997 году. Это случилось в 1994 году «явочным порядком», а по сути – рейдерским силовым захватом. В операции использовались бравые десантники 1-й Болградской аэромобильной дивизии ВДВ Украины, силой взявшие базу, уложившие немногочисленный персонал носом в землю, да ещё и личные вещи потом присвоившие. В связи с чем смешно выглядят причитания украинских «сухопутных адмиралов» из Киева на тему «силового захвата законного имущества ВСУ». Одесский захват осуществляли те самые десантные подразделения, которые сейчас побираются на украино-российской границе, выпрашивая у населения всё, от свечей для двигателей до салфеток.

Украинские флотоводцы распорядились одесскими «консервами» с присущим им толком – продали за копейки на металлолом. Точно так же уходили десятками «на иголки» и корабли, доставшиеся ВМСУ уже на официальном основании. Правда, стоит заметить, что и российские адмиралы в те годы массово списывали вполне пригодные ещё корабли.

Вообще, украинская позиция на переговорах по флоту сводилась к простой формуле «что не съем – то понадкусываю». Украинцы отчаянно торговались за каждый корпус, за каждую базу или здание. Особенно яростно торговались именно за бухты. Российская сторона очень хотела сохранить за собой базу на озере Донузлав.

Отличные базы, не использовавшиеся по делу

Озеро Донузлав врезается вглубь полуострова на 30 км. Наибольшая его глубина – 27 м, в устье ширина доходит до 8,5 км, а в верховье оно мелеет и сужается до нескольких сот метров. От моря Донузлав отделен 9 км песчаной насыпи шириной несколько сотен метров. Высокие и обрывистые берега Донузлава настолько извилисты, что как бы сами образуют небольшие заливы. В некоторых местах высота берега над уровнем воды составляет 25 м. Ближе к устью берега пологие, постепенно переходящие в песчаные пляжи. Озеро солёное, а после того как в рамках постройки военно-морской базы в начале 60-х в насыпи проделали 200-метровый канал, это уже не озеро, а искусственно созданный морской залив. С точки зрения организации порта Донузлав является одной из лучших баз на Чёрном море, в чём-то даже лучше и Севастополя, и Балаклавы.

До 1994 года здесь располагалась Крымская ВМБ Черноморского флота, позже – Южная ВМБ ВМСУ. При Союзе на Донузлаве стояли противолодочные самолёты, летающие лодки Бе-12. Стояли там десантные корабли на воздушной подушке, катера, корабли минно-тральных сил, спасатели. Также там базировалась бригада ОВР – охраны водного района. И корабли-разведчики 112-й бригады ОСНАЗ – около 10 кораблей. Корабли, доставшиеся России, пришлось вывести в Севастополь, а украинские весьма быстро начали покидать боевой состав, догнивая на Донузлаве. В итоге в огромном озере российскими моряками, которые затопили там списанный БПК и ещё несколько списанных посудин помельче, было блокировано лишь полдюжины судов. Теперь, конечно, база на Донузлаве получит новое развитие, скорее всего, туда вернутся корабли разведки, возможно, и какие-то другие.

Балаклавская бухта стала постоянной базой нашего флота относительно недавно. Ещё в 20-е годы там зародилась и базировалась знаменитая ЭПРОН – Экспедиция подводных работ особого назначения. А после войны там было построено уникальное сооружение для подземного базирования подводных лодок, для их ремонта и снаряжения, в том числе и боеприпасами со специальной (ядерной) боевой частью. Это подземное сооружение, названное «Объект 825 ГТС», существует и поныне. Но теперь там находится музей, а значительная часть оборудования растащена. Будет ли использоваться это сооружение по прямому назначению опять? Как минимум без серьёзной переделки самих подземелий – вряд ли. Дело в том, что предназначена подземная база была для ПЛ проектов 613 и 633, современные лодки там могут просто не поместиться. Правда, это лишь вопрос желания и вложения средств. Но и без «Объекта 825» Балаклавская бухта ценна для флота, и уже известно, что она однозначно будет использоваться ЧФ РФ. А вот в Феодосии и Керчи военные корабли ЧФ, скорее всего, размещаться не будут, но будет базироваться морская береговая охрана погранслужбы ФСБ.

Таким образом, обновлённый ЧФ будет использовать на Чёрном море базы в Севастополе (главная ВМБ флота), на Донузлаве и в Балаклавской бухте, а также ВМБ в Новороссийске и пункт базирования в абхазском порту Очамчир. 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Если же Вы не зарегистрированы, то зарегистрируйтесь здесь

X

Обратная связь