Друзья! Воспользовавшись обратной связью (ОС), можно оставить рекомендации как по обустройству сайта, размещению интересного контента, так и по развитию общественного движения.                                                            

ЕГЭ по законам тюрьмы

27 мая у выпускников всей страны начался Единый государственный экзамен. Школьники уже успели сдать русский язык, математику, литературу и географию. Впереди – иностранные языки, обществознание и история. Ruposters поговорил с непосредственными участниками процесса – учениками, их родителями и преподавателями, и выяснил, во что превратились итоговые школьные экзамены. 

 

Подготовка.

Для выпускников, которые заканчивали школу до тотального внедрения ЕГЭ, подготовка к экзаменам обычно начиналась за полгода. Сейчас школьники, планирующие поступить на бюджетное место в приличный вуз, начинают готовится к экзаменам уже с сентября. Денис Л., отец 17-летней школьницы из Москвы, рассказал, что его дочь готовилась к ЕГЭ вообще весь год, без каникул и выходных. По его словам, это довольно выматывающий процесс из-за существующей системы образования – базовых знаний, получаемых в школе, банально не хватает. В результате ребенок занимался с тремя репетиторами по разным предметам, которые должны были не только подтянуть знания, но и подготовить к экзаменам морально.

В Москве это удовольствие не из дешевых – один академический час стоит около 1500 рублей, а занятия проходят минимум три раза в неделю. В регионах расценки ниже. Можно найти репетитора, который будет заниматься и за 500 рублей в час, но это скорее исключение из правил.

Поступить в серьезный университет без весомого количества баллов физически невозможно, и подростки вместе с родителями готовят "запасные аэродромы", на случай провала одного из этапов. Кроме профильных экзаменов для поступления, они выбирают еще один-два предмета, чтобы можно было подать документы на другую специальность. Например, для поступления в МИИТ дочь Дениса готовилась к сдаче математики, русского языка и физики, а дополнительным предметом выбрала обществознание, чтобы можно было поступить на гуманитарную специальность.

Свободного времени и возможности обдумать свой выбор у ребенка практически не остается. Помимо школьных домашних заданий, надо сделать все, что задал репетитор, и самостоятельно подготовиться к “запасному” предмету.

Обыски на входе

Учительница начальных классов Татьяна К. в разговоре с Ruposters заявила, что самая большая проблема с ЕГЭ заключается в атмосфере самого экзамена. Все начинается сразу на входе в школу, когда детям приходится проходить через процедуру обыска. Попасть на экзамен с телефоном или шпаргалкой практически нереально – обыск в школе теперь серьезней, чем в аэропорту, говорит преподаватель. Если у сотрудников полиции или охранников появится подозрение, что ребенок пытается пронести на экзамен что-то запрещенное, его могут раздеть для проверки.

"Это очень большая проблема, на самом деле. Ребенок приходит на экзамен, а попадает на унизительный обыск", – рассказывает Татьяна.

Основное моральное напряжение Татьяна К. связывает именно с тщательным досмотром на входе, но других вариантов предотвратить списывание нет – учителя не имеют право на обыск во время экзамена.

Строжайшие правила сдачи ЕГЭ серьезно давят на психику школьника, соглашается Денис Л., поэтому родители делали упор на психологическую подготовку. Ребенку рекомендовали представлять, что он готовится к посадке на самолет и проходит все стадии проверки.

"Как в тюрьму приходишь"

Преподаватель Татьяна К. сетует, что выбор экзаменатора проводится в "добровольно-принудительном" порядке. Директор школы утверждает список, а потом учителю приносят заявление, которое он вынужден подписать. Отказаться от этой обязанности практически невозможно. Комиссия не реагирует даже на форс-мажоры. Если преподаватель физически здоров и может присутствовать на экзамене, то он должен там быть.

Татьяна К. рассказала, что ее заставили остаться в школе даже после того, как она узнала о смерти близкого родственника, и ей приходилось заниматься подготовкой к похоронам. Не отпускают и членов комиссии, и проверяющих результаты экзаменов преподавателей. На их работу не влияют ни выходные, ни праздничные дни. Работы школьников проверяют в течении трех дней, и если они приходятся на выходной – это проблема исключительно проверяющих, рассказывает один из членов экзаменационной комиссии. По ее словам, проверка ведется даже 12 июня, т.е. в национальный праздник.

Учителей, присутствующих на экзамене, чаще всего выбирают из начальной школы – считается, что они не смогут подсказать школьникам на экзамене.

"Да это и не реально сейчас, - считает Татьяна. - Шесть лет назад во время экзамена я хоть как-то могла помочь детям - отвернуться в окно, не заметить шпаргалку, задать наводящий вопрос. Сейчас даже это сделать нельзя. Постоянно находишься в поле зрения видеокамеры, и не дай Бог куда-то отойти, сразу по всем каналам бьют тревогу".

В школу, где будет проходить экзамен, учителям необходимо прибыть в семь часов утра. После всех проверок покинуть здание уже невозможно и экзаменатор находится там на протяжении восьми часов. Преподавателям оплачивается только время самого экзамена, который длится четыре часа, в течение которых невозможно даже отлучиться в туалет.

"Выбор школы, где ты будешь принимать экзамен от тебя не зависит. Комиссии все равно, где я живу, тяжело ли мне будет добраться туда. Это, конечно, очень сильно влияет на преподавателя. Меня заставляют там находиться, не обращая внимания ни на мое состояние, ни на что. При этом заставляют быть доброжелательной к детям. А как я буду доброй, если у меня родственник умер, а я должна сидеть здесь?” - жалуется преподаватель Татьяна К.

Экзамен строгого режима

Во время сдачи ЕГЭ напряжены все – и дети, и взрослые. Если для первых поводом для волнения являются оценки, то учителя, среди прочего, переживают за порядок в классе, от которого зависит их материальное положение.

"Любое нарушение регламента карается штрафом", – утверждает Евгения Ю., учительница начальных классов в одной из школ Поволжья. – Если во время экзамена ученик списывает и это попало на камеру, то наказания мы понесем оба – его работу аннулируют, а на меня наложат штраф".

Хуже всего обстоят дела с мобильными телефонами. Несмотря на всю строгость обыска, некоторым школьникам удается пронести в аудиторию гаджеты.

"Был случай, когда я поймала ребенка на фотографировании работы. Тут же ее, конечно, выгнала, потому что если фотография задания попадет в Интернет – ответственность будет на мне. Мало того, что меня принуждают тут сидеть, так еще и штраф наложат из-за нее!” – возмущается Татьяна К.

У детей, которых поймали на списывании, два варианта развития событий. Если учитель отобрал незаконченную работу, то все не так уж и плохо – ребенок может подать апелляцию и пересдать этот экзамен в другой день. Если же его удалили с экзамена, то ЕГЭ для него закончился. Пересдача будет возможна только на следующий год.

Единственные поблажки в нынешней системе есть только у детей, вынужденных заниматься на дому. У школьников, больных диабетом, экзамен проходит на час дольше из-за того, что им приходится прерываться на замер уровня сахара и питание. При этом экзамен они сдают в присутствии учителя, который приходит к ним домой. Все происходящее дома точно так же записывается на камеру, как и в обычном классе, с одной лишь разницей – не ведется онлайн-трансляция.

Системные изъяны

Александра С., студентка одного из государственных вузов, рассказывает, что несмотря ни на что, существующая система далека до идеала. Ее одноклассники, готовившиеся гораздо менее усердно, чем она, “выезжали” на тестировании – им попались более простые варианты вопросов. В результате ученик получает завышенные баллы, не соответствующие его уровню знаний.

Существуют проблемы технического характера. Далеко не все школы оборудованы по последнему слову техники, в результате чего возникают форс-мажоры на экзаменах. Подруга Александры не смогла сдать один из предметов – завис компьютер с программой, в которую надо было вписывать варианты ответа. Никакой вины школьников тут нет, однако им предстоит пересдача. Подобный случай произошел и в Москве на экзамене по немецкому языку. Из-за неисправного микрофона ребенок не смог записать устную часть экзамена, что автоматически означало пересдачу. 

Светлана А., заканчивающая школу в этом году, рассказала Ruposters, что существует проблема с гигантским объемом информации, который надо держать в голове. Экзамены старого образца предполагали оценку знаний, полученных за два последних года учебы. Ученики, сдающие ЕГЭ сейчас, не знают, какой именно период обучения в средней школе будет охвачен на экзамене. Получается, что в течение последнего учебного года на плечи школьников ложится двойная нагрузка – дома они заново проходят программу прошлых пяти лет, а в школе учатся по программе 11 класса.

https://ruposters.ru/news/06-06-2016/tyurma-ege-smert


 

ЕГЭ: усталость, отупение и страх.

Привет. Меня зовут Настя, и я сдаю ЕГЭ. Этот год моей жизни я бы назвала хорошим словом «ад». Я почти не сплю, занимаясь учебой с раннего утра до глубокой ночи, но при этом понимаю, что мое образование как таковое закончилось в сентябре. То, что происходит в школе – профанация. Мое главное ощущение по отношению к себе и анализ знаний, полученных за год, – деградация. Но давайте по порядку.

Мы уже давно привыкли к страшным трем буквам: явлением под названием ЕГЭ нас начали пугать еще в начальной школе. В четвертом классе я в первый раз заявила маме, что боюсь ЕГЭ и не хочу его сдавать. Правда, потом немного успокоилась: до 11-го класса было еще долго, формат экзамена менялся каждый год, и вообще, вдруг его отменят. Не повезло.

Этот год начался с речи директора школы, которая сообщила, что мы все должны в обязательном порядке посещать платные курсы. Отказавшиеся от школьных курсов должны были в письменном виде предоставить отчет о том, где и с какими репетиторами они занимаются. Потому что «сами вы ЕГЭ не сдадите, даже не надейтесь». Сам собой напрашивается вопрос: а что же я у вас делала 10 лет? Разве единый госэкзамен не предполагает подготовку в школе, на уроках? Ответ – нет. Несмотря на то, что экзамен считается очень серьезным, в школе на уроках конкретно к нему не готовят. ЕГЭ имеет определенную структуру и в среднем длится четыре часа. Школьная программа к нему просто не приспособлена.

Что касается помощи от учителей, то тут очень многое зависит от конкретного специалиста. Некоторые откровенно расписываются в своем бессилии. Другие добавляют уверенности ученикам репликами типа: «Только попробуй выбрать мой предмет! Ты же не знаешь ничего, ты не сдашь!». Но есть и такие, кто организуют подготовку по своему предмету.

Например, в моей школе повезло «физикам» – на уроках, пока весь класс делает задания по программе, они решают тесты в стиле ЕГЭ. Также преподаватель дает им задания на выходные, устраивает обязательные бесплатные консультации. Мне повезло меньше – учительница литературы даже не спрашивала у класса, кто собирается сдавать ее предмет. Узнав о моих намерениях, только сказала: «Ну ты же готовишься, да? Я в тебе не сомневаюсь». Это радует. Потому что я в себе как раз очень сомневаюсь. В общем, да, несмотря на предыдущие 10 лет в школе, без платных курсов – никуда.

Бюджет

4500 – плата за одни курсы по литературе, русскому и журналистике (4 занятия в неделю).

Другие курсы: 500 рублей за 2 часа по литературе (2 занятия в неделю) и 500 рублей за 2 часа по русскому (2 занятия в неделю).

  • 500х2х4=4000 – литература;
  • 500х2х4=4000 – русский язык;
  • 4500 – литература и русский.

Итого: 12500 в месяц на подготовку к ЕГЭ

А теперь про разумное распределение времени и нагрузки. Подготовка к ЕГЭ начинается в тот момент, когда ученик определяется со своей будущей специальностью. Чаще всего это происходит в 10-11 классе (в лучшем случае). То есть вся нагрузка приходится на последний год, превращая его в бесконечную гонку и стресс. Мы начинаем судорожно повторять всю программу по предмету за 11 лет.

Следующий вопрос. Так как я уже знаю, какие предметы буду сдавать на ЕГЭ, что я делаю в школе? Зачем мне программа 11-го класса? Ответ: незачем. Собственно, все ученики, начиная активно готовиться к «своим» предметам по ЕГЭ, уже не обращают внимания на все остальные. Учителя поддерживают эту тему, работая только на тех, кто в них заинтересован.

Например, на истории первые парты заняты теми, кто ее сдает: они активно участвуют в обсуждении, пытаясь впитать максимальное количество «съездов ЦК КПСС» (по словам моих одноклассников, в ЕГЭ по истории очень много вопросов именно о них). Все остальные сидят на последних партах и занимаются своими делами.

Сдающие литературу читают Тургенева и стараются выучить максимальное количество стихотворений, физики решают тесты, информатики пытаются написать в тетради программу для решения задач физиков в паскале. Но это, скорее, исключения. Основная масса последних парт просто расслабляется, мешая остальным учить важный для них предмет. В общем, что касается школы, этот год для меня посвящен «отбыванию» времени: я уже не получаю никакой полезной информации на уроках и в основном стараюсь не спать, потому что мой день заканчивается в 4 утра и начинается в 6:30.

Мой типичный день проходит так:

  • 6:30 – подъем;
  • 8:00-14:30 – школа;
  • 15:00 – 15:30 – обед и время, чтобы доделать задания для курсов, либо отдохнуть;
  • 15:30 – 16:00 – сбор;
  • 16:00 – 17:00 – время на то, чтобы доехать до курсов (чтение книг и новостей);
  • 17:00 – 18:30 – курсы по литературе или русскому языку;
  • 19:30 – 21:30 – курсы по тем же предметам, но в другом месте;
  • 21:30 – 22:30 – путь до дома (книги);
  • 22:30 – 01:00 – чтение, выполнение домашнего задания и так далее.

Какие минусы у единого госэкзамена, не считая полного слома образовательного процесса? Вот вам один, самый серьезный. ЕГЭ влияет на выбор моей будущей профессии: ведь, выбирая вуз, я выбираю и предметы на ЕГЭ. Готовиться к госэкзамену обычно начинают за два-три года до окончания школы, чтобы хоть что-то успеть. А вот ситуация: в 11-м классе я задумалась не о карьере журналиста, а о факультете философии. Но для него придется сдавать ЕГЭ по обществознанию и истории. И если к обществознанию можно подготовиться за год упорной работы, то к истории – навряд ли: слишком много дат и событий.

В общем, мы выбираем будущее, ориентируясь не на собственные предпочтения, а на предметы, которые сможем сдать. А значит, я все же буду поступать на журналистику, даже если я уже передумала.

Более того, до конца июня (то есть до информации о полученных баллах) я не узнаю, в какой вуз смогу подать документы, на какой уровень университета могу претендовать. Пример: чтобы поступить на бюджет отделения журналистики, мне нужно получить (минимально) в МГУ 348 баллов, СПБГУ – 269, ТюмГУ – 249 (максимум за один предмет – 100 баллов).

Конечно, можно поставить себе цель «написать ЕГЭ на 100 баллов» и тем самым получить пропуск в любой вуз, но это очень сложно. Например, мне, сдающей литературу, нужно перечитать практически все программные произведения за 11 лет. Именно перечитать, даже если я усердно занималась литературой все эти годы: ведь для ЕГЭ нужно помнить малейшие подробности тех или иных произведений. В открытом банке ЕГЭ (примерные варианты заданий) встречаются модификации одного задания от простого до действительно сложных, в которых даже с помощью интернета и преподавателя тяжело разобраться.

Вот пример некоторых заданий по литературе:

  1. Каков символический смысл выражения «на седьмом веке Трояна»?
  2. В каких произведениях русской литературы XX века используется образ волка и в чем оригинальность поэтической позиции автора «Слова о полку Игореве»?

Ну, и психологическая составляющая. Какие чувства стали для меня привычными за последний год?

Страх, который возникает всегда, когда я вспоминаю, сколько времени остается до экзамена или когда узнаю об очередном усложнении каких-то заданий в новом году.

Усталость: я постоянно куда-то тороплюсь, езжу с курсов на курсы, опаздываю, всё время хочу спать и не успеваю доучить.

Безразличие. Всё, что доставляло мне удовольствие, чем мне действительно нравилось заниматься из моей жизни, сейчас просто исчезло. Кстати, спорт многие бросают еще в девятом классе, перед ОГЭ (аналог ЕГЭ для девятых классов). Гитара, чтение любимых книг, просмотр фильмов, прогулки на свежем воздухе – на всё это не остается времени.

Из моей жизни исчезла даже литература. Да, я учу ее практически каждый день на курсах и уроках, но, кажется, я перестала ее любить. Ведь спустя три месяца такой подготовки мне становится плохо от одного вида книг Гоголя или Тургенева, которых я еще недавно искренне любила. Мне просто неинтересно жить, вся моя функция сводится к постоянному заучиванию, чтению, прорешиванию тестов.

И самое главное. Я чувствую, что тупею. Я целый год не изучаю, не анализирую и постигаю, а тупо долблю один и тот же предмет, в результате чего мой кругозор стал размером с зубочистку. Подытожив, можно сделать такой вывод: единый госэкзамен – самый худший проводник во взрослую жизнь.

Настя Акименко. Заканчивает 11-й класс, но не может закончить съемки фильма о школе.

Комментарии   

-1 # Виктор 08.06.2016 13:01
СССР ушёл далеко вперёд, а сегодняшние школьники возвратились в глухое прошлое. Ну, и кто вам виноват?

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Если же Вы не зарегистрированы, то зарегистрируйтесь здесь

X

Обратная связь