Авторизация
Уважаемые Друзья! На сайте восстановлена система комментариев, поиска и авторизации.                                                            Друзья! Воспользовавшись обратной связью (ОС), можно оставить рекомендации как по обустройству сайта, размещению интересного контента, так и по развитию общественного движения.                                                            

Киношедевр о "врагах народа", который не показывали в послесталинском СССР

Выдающееся произведение советского кинематографа, которое входит в учебную программу студентов - второкурсников ВГИКа. Фильм, с показа которого 25 марта 1938 года начал свое вещание московский телецентр на Шаболовке. Фильм, за который режиссер и исполнители 2 главных ролей получили Сталинскую премию 1 степени в 1941 году, а композитор Шостакович за музыку к нему награжден орденом Трудового Красного Знамени. Фильм, который постоянно упоминался и упоминается в числе шедевров советского кинематографа 30-х годов вместе с "Чапаевым", "Щорсом", "Депутатом Балтики","Мы из Кронштадта", но в отличие от них мало кому известен, так как после 20 съезда КПСС на него был наложен негласный запрет. Да, в некоторых телепередачах о советском кино мелькали некоторые кадры из этого фильма, в основном такие мажорно-бравурные, связанные с социалистической стройкой, но ни на большом экране, ни на телеэкране этот фильм в полном объёме не показывался. Только в начале 90-х в телепередаче "Киноправда ?" он был показано после долгого перерыва. Да так и снова ушел в небытие.

А фильм этот - "Великий гражданин" режиссера Ф. Эрмлера по сценарию того же Эрмлера и его соавторов М. Большинцова и М. Блеймана. Двухсерийный, почти 4 часовой фильм, снятый в 1937-38 годах. А с чем же вызвана такая судьба этого выдающегося в художественном отношении фильма ? Почему же в начале Хрущев, а затем и последующие правители СССР, а теперь и свободной России предали этот фильм забвению ? А потому ,что в этом фильме показаны настоящие "враги народа", которых после 20 съезда и не было вовсе, а были "невинные жертвы сталинских репрессий". Вот именно за то,что в этом единственном за всю историю советского кинематографа фильме были показаны умные, сильные, со стальной волей и ярой ненавистью, а не какие-то жалкие карикатурные "враги народа" , которые на самом деле такими и были, и попал фильм в немилость.

Фильм снят по мотивам биографии С.М. Кирова. В фильме он зовется Петр Михайлович Шахов. Но это не фильм о Кирове, не его байопик. Это фильм о политической борьбе в СССР в 1925-1934 г.г. за пути построения социализма. О борьбе "сталинского" большинства в партии с троцкистко-зиновьевской оппозицией.

Фильм состоит их 2 серий. Первая серия начинается в 1925 г. в одном губернском городе, в котором без труда угадывается Ленинград. Секретарь губкома партии Карташов и его единомышленник секретарь губкома партии Боровский находятся в оппозиции к линии ЦК и готовятся к 14 съезду РКП. Им противостоит верный "сталинец" , секретарь райкома Шахов и секретарь парторганизации завода "Красный металлист", легко угадывается завод "Красный путиловец". И всю первую серию "сталинцы" ведут борьбу с оппозицией, которая в их городе занимает командные высоты.

Вот верные "сталинцы".

Главный герой фильма секретарь райкома Петр Шахов,исп. Н Боголюбов.Прототип С.М.Киров.Из достаточно примитивно-плакатного материала сценария Боголюбову все-таки удалось создать живой образ.Его герой и пламенный трибун, и серьезный аналитик и практик.

Семен Колесников,секретарь парторганизации "Красного металлиста".Исп.Георгий Семенов. Правая рука Шахова.Именно его Карташов и его команда будут преследовать, так как Шахов им не по зубам.Впоследствие начальник строительства канала,подразумевается Беломорканал.

Надя, работница с "Красного металлиста",в будущем жена Колесникова. Молодая активистка и партийка.Исп. очаровательная Зоя Федорова. Будущий директор "Красного путиловца".

Старый рабочий Владимир Петрович Дубок.Исп. Александо Зражевский.Твердый сталинец. Тоже подвергается преследованиям со стороны оппозиции.

Старый рабочий Савелий Миронович Кац. Исп. Семен Альтус. Выдвинул рацпредложение,которое должно было сократить 200 рабочих.По наущению оппозиции был избит.

А это "товарищ Максим" из знаменитой трилогии Козинцева и Трауберга.Он теперь представитель Центральной Контрольной Комиссии ЦК РКП. Приехал проверять деятельность оппозиции.Поначалу приходиться действовать полуконспиративными методами.

А это оппозиция генеральной линии партии.

Секретарь губкома партии Карташов,исп. Иван Берсенев.Без труда угадывается прототип - Григорий Евсеевич Зиновьев. Фильм, в том числе, надо смотреть ,чтобы наслаждаться игрой Берсенева. Просто смотреть и наслаждаться его тончайшими нюансами игры.Он изображает очень умного демагога,но слабовольного,часто впадающего в истерику.Он возглавляет заговор против генеральной линии партии,он мозг этого заговора.

Если Карташов мозг заговорщиков, то секретарь обкома Боровский его стальная воля и организационное начало.Исполняет Олег Жаков.Прекрасное исполнение. Тут другой тип - если Карташов это такой интеллигент,революционный романтик,витает в эмпиреях,то Боровский стоит обеими ногами на земле.Скорее всего из рабочих. Железная хватка,трезвый, изворотливый ум. Мастер интриг и политических многоходовок.

Редактор партийной газеты Гладких.Обычный бюрократ,примкнувший к начальству.

Вся первая серия это бесконечный спор о путях построения социализма в СССР. В кабинетах,на партийных собраниях. К середине 20- годов встал вопрос о том, можно ли построить социализм в одной стране. Правоверные марксисты в лице Зиновьева, Каменева утверждали,что выдвинутый Сталиным тезис о построении социализма в одной стране с опорой на собственные силы, а тем более в отсталой крестьянской России, противоречит Марксу. Так как последний утверждал,что социализм можно начать строить только сразу в нескольких промышленно-развитых странах. И поэтому, по мнению,Зиновьева и др., социализм в России возможен только после революций в развитых буржуазных странах,в первую очередь надежды возлагались на Германию. И все воззрения Зиновьева можно выразить в двух словах - строить социализм в России можно, а построить нельзя.

Но смотреть этот спор необыкновенно интересно, так между собой спорят не кабинетные ученые-теоретики, типа Маркса-Энгельса, а люди , совершившие социалистическую революцию, построившие первое в мире государство рабочих крестьян, выигравшие гражданскую войну.преодолевшие послевоенную разруху. У каждого руки по локоть в крови, это настоящие боевики, практики революции. И свои убеждения они умеют защищать и проводить в жизнь, используя любые методы.

Очень интересно и убедительно звучат эти споры между Шаховым и Карташовым.Хотя эти споры и не очень содержательны. Боголюбову, игравшему Шахова, и Берсеневу, игравшему лидера оппозиции Карташова, сняли дачи под Ленинградом, фильм снимался на "Ленфильме". Каждый вечер они получали какое-то «политическое задание» и соответствующую литературу и каждый вечер втроем с Эрмлером встречались на одной из дач, всерьез отстаивая свою позицию. Иногда побеждал Боголюбов, иногда — Берсенев. Вот эти споры и перешли в картину. Естественно,что сняли споры, где победил Шахов. Все снято очень грамотно и потому интересно. И зритель видит,что все эти теоретические споры о марксизме, имеют только одну цель - борьба за власть.

И эта борьба толкает их участников на неприкрытое противостояние. И это противостояние имеет захватывающий, почти детективный сюжет. Таким же он был и в реальной жизни. Но пока что оппозиция действует легальными средствами, политическими интригами,не прибегая у уголовщине, и поэтому после поражения на 14 съезде и победе там "сталинцев" к ним не применяют серьезных репрессий,только снимают с работы. Шахов занимает место секретаря губкома РКП, место Карташова.

Киношедевр о "врагах народа", который не показывали в послесталинском СССР. ч.2

А во второй серии действие происходит уже через 9 лет, осенью 1934 года. И начинается оно уже , как в детективе. Фильм снимался в 1938 г. и добавились многие обстоятельства , выявленные на процессе Пятакова,Радека и др.,состоявшегося в начале 1937 г.

"А ведь я тебя ,Петр Михайлович, сегодня убить должен был. Но не смог."- признается лесник Шахову.Кто-то лесника шантажировал его кулацким прошлым и потребовал убить Шахова.

Но НКВД быстро вычислило, кто был этот подстрекатель. Одни из бывших "карташовцев". Оппозиционеры ушли в подполье. Ими руководит работающий простым счетоводом Боровский. Он по-прежнему руководит все организационной работой. Добавились участники заговора.

Рядом с Боровским некий Яша-шофер,а на самом деле иностранный шпион ,бывший царский поручик Владславский. Яша осуществляет связь "карташовского" подполья с неким иностранным Генеральным штабом.Скорее всего или польским или немецким. У них большие разногласия с Боровским по методам борьбы. Если Боровский за политические меры,то Яша - за прямой террор и диверсии.

Получив от Пятакова и иностранного агента задание убить Шахова, Карташов выезжает к Боровскому. Боровский против этих терактов, так как одно убийство ничего не даст. Но Карташов настаивает,хозяевам надо доказать,что они что-то могут сделать.А в это время НКВД начинает распутывать заговорщицкий клубок. Разоблачают Земцова, арестовывают Авдеева, Карташова. Боровский начинает заметать следы. Яша убивает рабочего Крючкова, который пытался подговорить лесника убить Шахова, и рабочего Дронова, которого Боровский пытался неудачно завербовать в подполье.

В конце концов он убеждает бывшего секретаря парткома на "Красном металлисте" Брянцева, которого только что сняли с должности директора музея Революции, убить Шахова. Он дает ему наган и рассказывает план покушения.

И 23 сентября 1934 г. первый секретарь крайкома ВКП\б\ был убит Дроновым во время совещания с передовиками производства.Вот так теоретические споры переросли в индивидуальный террор.Фильм задумали снимать еще в 1935 г. К январю 1937 г. был написан сценарий. К этому времени прошли уже два из трех "московских" процессов - "зиновьевцев" в августе 1936 г. и "пятаковцев" в январе 1937 г. Естественно, т. Сталин пристально следил за работой над фильмом. Вот такое письмо он прислал председателю Комитета по делам искусств при СНК Шумяцкому Б.З.:

"Сценарий т. Эрмлера («Великий гражданин») читал. Составлен он бесспорно политически грамотно. Литературные достоинства также бесспорны. Имеются, однако, ошибки.

1. Представители «оппозиции» выглядят как более старшие физически и в смысле партийного стажа, чем представители ЦК. Это не типично и не соответствует действительности. Действительность дает обратную картину.

2. Портрет Желябова нужно удалить: нет аналогии между террористами – пигмеями из лагеря зиновьевцев и троцкистов – и революционером Желябовым.

3. Упоминания о Сталине надо исключить. Вместо Сталина следовало бы поставить ЦК партии.

4. Убийство Шахова не должно служить центром и высшей точкой сценария: тот или иной террористический акт бледнеет перед теми фактами, которые вскрыты процессом Пятакова – Радека.Центром и высшей точкой сценария следовало бы поставить борьбу двух программ, двух установок: одна программа – за победу социализма в СССР, за ликвидацию всех остатков капитализма, за независимость и территориальную целостность СССР, за антифашизм и сближение с нефашистскими государствами против фашистских государств, против войны, за политику мира; другая программа – за реставрацию капитализма в СССР и свертывание социалистических завоеваний, против независимости СССР и за государственное расчленение СССР в угоду фашистским государствам, за сближение с наиболее сильными фашистскими государствами против интересов рабочего класса и в ущерб интересам нефашистских государств, за обострение военной опасности и против политики мира.

Дело надо поставить так, чтобы борьба между троцкистами и Советским правительством выглядела не как борьба двух котерий за власть, из которых одной «повезло» в этой борьбе, а другой «не повезло», что было бы грубым искажением действительности, а как борьба двух программ, из которых первая программа соответствует интересам революции и поддерживается народом, а вторая противоречит интересам революции и отвергается народом.

Но из этого следует, что сценарий придется переделать, сделав его по своему содержанию более современным, отражающим все то основное, что вскрыто процессом Пятакова – Радека.

С ком. приветом И. Сталин . 27 января 1937 г."

И, как бы подводя итог, на мой взгляд, перед нами очень талантливая в художественном отношении кинокартина с великолепным актерским исполнением главных ролей.

Как они многоплановы и разнообразны - Берсенев, Жаков и Боголюбов. Остальные герои - это великолепные типажи ,оттеняющие главных героев. Но главные герои достигают каких-то, прямо достоевских глубин. Да и авторы сценария признавали,что опирались в какой-то степени на "Бесов" Достоевского. И вот такие очень "высокохудожественные" "враги народа" не пришлись ко двору в послесталинское время.

Потому что политическая установка была, что не было никаких "врагов народа", а были жертвы взбесившегося по каким то причинам в 1937 году кровавого параноика товарища Сталина и его подручного, изнасиловавшего половину женского населения СССР, Лаврентия Павловича Берия.

Как показывать же такой фильм, когда там такие убедительные заговорщики. Народ ведь еще и поверит,что так и было на самом деле. Хотя до конца 80-х никто из осужденных на трех "московских" процессах не был реабилитирован. По "делу военных" Тухачевского и др. реабилитировали еще в середине 50-х.

А вот Зиновьева, Каменева, Пятакова , Радека, Бухарина, Рыкова реабилитировали уже во время яковлевской кампании повальной реабилитации в конце 80-х. До этого по этим делам принимались решения об отказе в реабилитации.

В общем, фильм замечательный и обязательно посмотрите. Хотя бы с историко-культурологической точки зрения.

PS.   Котерия - Книжное, устарелое: партия, кружок лиц, преследующих какие-нибудь тайные цели.

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Если же Вы не зарегистрированы, то зарегистрируйтесь здесь

X

Обратная связь