В Литве переполох и тихая паника в верхах. Портовые терминалы можно закрывать из-за потери грузов из Белоруссии. И это лишь один из результатов мягко говоря недружественной политики трёх прибалтийских республик. Дело в том, что белорусские власти объявили о переброске своих экспортных грузов в порты Ленинградской области. Что представляется совершенно логичным - зачем платить твёрдую валюту враждебно настроенным соседям, если можно платить рублями своим союзникам?!
И это только небольшая часть прибалтийских неприятностей, связанная со сделанным ими в своё время выбором.
Министр иностранных дел Литвы сразу заявил о политической подоплёке этой «недружественной акции», а лидеры доморощенных ястребов Ландсбергис и глава оборонного ведомства дружно заявили, что «они молятся за белорусских политзаключённых». Надежду на дружелюбие властей соседней страны выразил и пока ещё глава правительства Кубилюс. А министр коммуникаций и транспорта Элигиюс Масюлис успокоил общественность: у Литвы много преимуществ, но даже если Белоруссия и уйдёт, то большой трагедии не будет.
Трагедии не будет - будет катастрофа. С бюджетом, рабочими местами, с бегством и без того немногочисленного населения.
Начнём анализ с экономики. В минувшем году Клайпедский морской порт перевалил более 36 миллионов тонн грузов, что стало рекордом за все годы его существования. Треть, или 12 миллионов, занимают грузы из Белоруссии: прежде всего - минеральные удобрения, а также нефтепродукты, контейнеры, трейлеры и другая колёсная техника. Аналогичный расклад и в этом году. Снижение на треть, это катастрофа или пока ещё беда?
А ведь кроме порта, в экспортном процессе задействована и железная дорога, обильно стригущая купоны с транзитных тонно-километров. Достаточно проехать от Вильнюса до Клайпеды, чтобы понять: белорусские хопера с минеральными удобрениями - в год их перевозится более шести миллионов тонн - заполонили литовские станции и полустанки, сплошной вереницей стоят на почти четырёхсоткилометровом пути.
Специалисты подсчитали: грузы соседней страны дают работу двенадцати тысячам человек, доходы от их перевалки доходят до трёх миллиардов долларов в год. А если посчитать занятых в смежных отраслях транспортного комплекса, начиная с таможенников?
Директор Клайпедского государственного порта по маркетингу Друнгилас считает, что потеря белорусского направления поставит под сомнение реализацию таких амбициозных проектов, как сооружение глубоководного порта - не будет не только денег, но отпадёт и сама надобность в нём, поскольку вряд ли удастся загрузить даже имеющиеся мощности. И, потом, нужны годы, чтобы договориться с грузоотправителями, подготовить портовую инфраструктуру, построить соответствующие терминалы. А ведь если ещё и Россия будет последовательно проводить аналогичную политику (а она будет), деньги от транзита изчезнут вообще. И на что тогда жить? На рижские шпроты и бальзам?
- В этой истории нас успокаивает только то, что подобные сложности стоят и перед грузоотправителями, и перед нашими коллегами из российских портов на Балтике, - говорит Друнгилас. - Так что некоторый запас времени, по моим расчётам, около года, у нас есть, и мы должны за это время найти замену. Однако в условиях стагнации европейской экономики это архисложная задача. Посмотрите статистику – по большинству европейских портов наблюдается снижение объёмов грузопереработки.
Действительно: средняя загрузка крупнейших европейских портов едва достигает 70 процентов, а мощности причальных комплексов в бельгийском Антверпене загружены всего наполовину. В этих условиях идёт ожесточённая борьба буквально за каждую тысячу любого груза. Понятно, что в этих условиях потеря 12 миллионов тонн очень похожа на катастрофу.
Да, в решении Лукашенко много политики. Вспоминается безпрецедентный случай, когда шведский самолёт проник на территорию соседней страны и выбросил там десант из тысячи плюшевых мишек с оскорбительными листовками. Когда же Белоруссия потребовала объяснений, литовские власти «сваляли дурака»: ничего не знаем, у нас никаких нарушений госграницы не зафиксировано. И тут совершенно неважно, кто в каком праве и насколько оправдана эта акция. Есть факт незаконного пересечения границы, подготовленный и прикрытый властями соседнего государства. Последствия вполне предсказуемы.
Лукашенко честно предупредил: «Литва, наш «добрый» сосед, по сути, является сообщницей этого вопиющего нарушения всех принятых в цивилизованном сообществе норм и правил, приютила и сопровождала самолёт по своей территории. Ну что же, мы достойно ответим нашему "милому" соседу, мало не покажется...». Източник